Первое сентября: как помочь детям адаптироваться к школе
Первое сентября у каждого из нас вызывает двоякое чувство. С одной стороны, этот день для каждого ребенка ассоциируется с праздником, встречей с одноклассниками, а с другой – началом школьных будней, уроками, домашними заданиями и многое другое из-за чего не хочется идти в школу.
Именно первый месяц после летних каникул, самый кризисный для детей и подростков период, это пора так называемых школьных депрессий. Данный период длится достаточно долго: у первоклассников 1,5–2 месяца; у школьников 4–6 классов – 1–1,5 месяца; у старших школьников – 15–20 дней.
Многие дети начинают жаловаться на недомогание, раздражаются на ровном месте, плачут без причин, появляются головные боли, постоянно хотят спать, плохо едят.
То, как пройдет адаптация ученика к школе, на 90 % зависит от родителей ребенка.
Возникает вопрос: как помочь своим детям пережить этот трудный период и настроиться на активную работу в течение всего учебного года?
Одна из важных заповедей – уметь наблюдать, слышать, разговаривать, слушать свое чадо и соблюдать некоторые рекомендации:
- Правильный режим дня – основа успешной адаптации. Особенно важен продолжительный сон. Ученики, которые высыпаются вволю, гораздо лучше учатся и не конфликтуют с окружающими. Вечерний туалет и отход ко сну должен быть не позднее 22 часов.
- Нельзя забывать про ежедневные прогулки (младшие школьники – 3,5 часа; ученики средней школы – 2 часа; старшеклассники – 1,5 часа).
- Питание должно быть богатое белками (яйца, мясо, печень, молоко) и магнием (бананы, бобовые, арахис, гречка).
- Необходимо ограничить время пребывания ребенка за компьютером и просмотром телевизора.
- Первое время не стоит загружать его дополнительными занятиями в секциях и кружках. Время необходимо запланировать так, чтобы он не бежал с одного урока на другой, едва переведя дух.
- В первые недели после каникул не требуйте от него слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу не как способ получения положительных оценок, а как бесконечный процесс познания. Создавайте для ребёнка ситуацию успеха, чаще хвалите его. Стресс будет затяжным, если он вызван бесплодными усилиями и постоянными неудачами.
- Домашние задания необходимо выполнять днем, после того как ребенок пообедает, 2 часа отдохнет. Ваша помощь в подготовке домашнего задания должна быть не в форме контроля, а в форме интереса, все ли он успевает, не нужна ли помощь в выполнении. Главное, задать определенный ритм, а потом ребенок вольется в учебный процесс и сможет обходиться без помощи родителей.
- Дисциплинировать ребенка поможет вывешенное на двери в его комнате расписание занятий.
- Окружите ребёнка заботой и пониманием!
Постарайтесь вместе с сыном или дочерью обсудить их состояние, выяснить причины беспокойства и найти подходящее решение для уменьшения тревоги. Менее болезненно переносятся стрессовые ситуации, если ребенок окружен пониманием, находится в нормальной семейной обстановке.