Школа – это особый мир, в котором учащийся проживает значительную часть своей жизни, где он учится принимать различные решения, выражать свои чувства, формировать своё мнение и отношение к кому–либо или чему–либо.

Контроль знаний в школе, по уровню стрессового воздействия, оказывается одним из самых серьезных эмоциональных потрясений в жизни. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.

Признаки школьного стресса:

  1. Быстрая утомляемость.
  2. Вялость.
  3. Беспокойный сон или повышенная сонливость.
  4.  Головная боль или боль в животе.
  5. Повышенная плаксивость.
  6. Нарушения аппетита.
  7. Обострение хронических заболеваний.
  8. Частые простудные заболевания.
  9. Нежелание не только делать уроки, но и вообще идти в школу.
  10. Повышенная раздражительность, переходящая в равнодушное отношение ко всему происходящему.

Прежде всего следует понять, что успешная сдача экзаменов и выполнение контрольных работ – это шаги по созданию своего будущего. Образование дает определенную базу, учит логике и дисциплине мышления, способствует наработке навыков работы с информацией, поэтому важно научиться управлять стрессом, предотвращать и преодолевать его.

Для управления стрессом нужно:

  1. Относитесь к себе позитивно. Если вы что-то не успели выучить, то не стоит усугублять положение недостойными высказываниями в свой адрес.
  2. Заранее поставьте перед собой психологическую установку: «Мне все по силам, я всё смогу». Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, которые стараются избегать неудач и трудностей.
  3. Если есть возможность воспользоваться дополнительными занятиями в школе – лучше не упускайте её.
  4. Воспользуйтесь простыми, но очень эффективными способами снятия напряжения – дыхательной гимнастикой, бегом, плаванием, аутотренингом. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.
  5. Запомните: подготовка к экзаменам и контрольным работам требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время.
  6. Необходимо менять умственную деятельность, на двигательную. Не избегайте, а отвлекайтесь от подготовки на прогулки, чтобы избежать переутомления. Целесообразно делать 10–15 минутные перерывы, после 40–50 минут занятий.
  7. При заучивании материала главным является распределение повторений во времени. Полезно вспоминать материал за 15–20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращайте внимание на более трудные места. Чтобы хорошо запомнить, нужно делать повторения, постепенно увеличивая временные промежутки. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
  8. Соблюдайте режим сна. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
  9. Обогатите свой рацион антистрессовыми продуктами: лучшему запоминанию способствует – морковь; от напряжения и усталости хорошее средство – лук; выносливости способствуют орехи (укрепляют нервы); клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение.
  10. Хорошей профилактикой от стресса в данных ситуациях является активизация чувства юмора (ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности).