Стресс школьников
Школа – это особый мир, в котором учащийся проживает значительную часть своей жизни, где он учится принимать различные решения, выражать свои чувства, формировать своё мнение и отношение к кому–либо или чему–либо.
Контроль знаний в школе, по уровню стрессового воздействия, оказывается одним из самых серьезных эмоциональных потрясений в жизни. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.
Признаки школьного стресса:
- Быстрая утомляемость.
- Вялость.
- Беспокойный сон или повышенная сонливость.
- Головная боль или боль в животе.
- Повышенная плаксивость.
- Нарушения аппетита.
- Обострение хронических заболеваний.
- Частые простудные заболевания.
- Нежелание не только делать уроки, но и вообще идти в школу.
- Повышенная раздражительность, переходящая в равнодушное отношение ко всему происходящему.
Прежде всего следует понять, что успешная сдача экзаменов и выполнение контрольных работ – это шаги по созданию своего будущего. Образование дает определенную базу, учит логике и дисциплине мышления, способствует наработке навыков работы с информацией, поэтому важно научиться управлять стрессом, предотвращать и преодолевать его.
Для управления стрессом нужно:
- Относитесь к себе позитивно. Если вы что-то не успели выучить, то не стоит усугублять положение недостойными высказываниями в свой адрес.
- Заранее поставьте перед собой психологическую установку: «Мне все по силам, я всё смогу». Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, которые стараются избегать неудач и трудностей.
- Если есть возможность воспользоваться дополнительными занятиями в школе – лучше не упускайте её.
- Воспользуйтесь простыми, но очень эффективными способами снятия напряжения – дыхательной гимнастикой, бегом, плаванием, аутотренингом. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.
- Запомните: подготовка к экзаменам и контрольным работам требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время.
- Необходимо менять умственную деятельность, на двигательную. Не избегайте, а отвлекайтесь от подготовки на прогулки, чтобы избежать переутомления. Целесообразно делать 10–15 минутные перерывы, после 40–50 минут занятий.
- При заучивании материала главным является распределение повторений во времени. Полезно вспоминать материал за 15–20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращайте внимание на более трудные места. Чтобы хорошо запомнить, нужно делать повторения, постепенно увеличивая временные промежутки. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
- Соблюдайте режим сна. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
- Обогатите свой рацион антистрессовыми продуктами: лучшему запоминанию способствует – морковь; от напряжения и усталости хорошее средство – лук; выносливости способствуют орехи (укрепляют нервы); клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение.
- Хорошей профилактикой от стресса в данных ситуациях является активизация чувства юмора (ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности).