ГБУЗ «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ»г.ОРЕНБУРГ

(методическое пособие для подростков разработано врачом-педиатром 1 категории Шаймиевой М.М.)

ЧТО ПОЛЕЗНО И ЧТО ВРЕДНО ДЛЯ ЗРЕНИЯ

(для учеников старших классов)

 

Тема: «Профилактика нарушения органов зрения».

План урока:

  1. Влияние состояния здоровья человека на органы зрения:

А.Питание и здоровье органов зрения.

Б.Витамин А и зрение.

  1. Влияние условий труда и быта на здоровье глаз:

А.Правила просмотра телепередач.

Б.Правила освещения рабочего места.

В.Правильная посадка ребенка.

Г.Режим дня и профилактики нарушения зрения.

  1. Правила, которые должен знать каждый.

Глаза на протяжении жизни хорошо выпол­няют очень сложную и ответственную функцию зрения, если нет причин, мешающих их нормальной работе. А таких причин может быть много. Кроме особенностей строения самого глаза, его болезней и повреждений, на зрении вредно отражаются различные общие заболевания, неблагоприятные усло­вия труда и быта, вредные привычки, неправильный ре­жим. В самом деле, глаза не существуют отдельно, а представляют собой часть организма и так или иначе страдают, если нормальная жизнедеятельность человека нарушается какой-либо болезнью, переживаниями, недо­еданием и т.п. Так, заболевания сердечно-сосудистой системы нередко сопровождаются изменениями крове­носных сосудов сетчатой оболочки, в результате кото­рых на глазном дне появляются кровоизлияния, очаги помутнений, гибнут светоощущающие клетки и нервные волокна. При малокровии, цинге нарушается питание гла­за, что также отражается на сетчатке и зрительном нерве. Очень серьезные изменения внутренних оболочек глаза и их кровеносных сосудов наступают при гиперто­нической болезни и болезнях почек. Сахарный диабет вызывает помутнения хрусталика и изменения сетчатой оболочки.

Серьезные расстройства зрения возникают при неко­торых заболеваниях и повреждениях центральной нерв­ной системы. В ряде случаев причинами болезни глаз могут явиться ревматизм, бруцеллез, острые заразные болезни. Корь, дифтерия и скарлатина вызывают болез­ни соединительной оболочки и роговицы; тифы поража­ют сосудистую и сетчатую оболочки. Довольно часто осложнения со стороны глаз наступают при гриппе, за­трагивая роговую, радужную, сосудистую оболочки и зрительный нерв.

 Но не только общие заболевания организма опасны для органа зрения. Глаз далеко не безразличен к заболеваниям окружающих его отделов черепа и лица, осо­бенно    придаточных   полостей   носа.   От этих полостей,  расположенных  в костных стенках глазницы, глаз  отделен  лишь  тонкими   костными перегородками, которые не всегда препятствуют распространению болез­ненных процессов на глазницу и глаз. Болезни зубов и носоглотки    также   могут  быть причиной  заболевания глаз, особенно у детей.

Нужно  постоянно следить за своим здоровьем,   при  появлении признаков какого-либо недомогания своевременно обращаться к врачам и строго выполнять их назначения.   Это   способствует   предупреждению   многих глазных болезней и сохранению зрения.

Сильное понижение зрения, вплоть до полной слепо­ты, наступает в результате отравления некоторыми меди­каментами, применяемыми без назначения врача. Сле­пота наступает при употреблении даже очень малого количества метилового спирта, представляющего собой сильнейший яд для человека. Злоупотребление алкого­лем и табаком также может привести к слепоте.

Весьма существенное значение для зрения имеет пи­тание. В случае недостаточного количества пищи или отсутствия в ее составе нужных для человека элементов зрение сильно страдает. Особенно важно для зрения на­личие в пище в нужном количестве и составе витаминов. Открыл эти необходимые для жизни вещества — витами­ны — русский ученый Н. И. Лунин еще в 1880 г. Экспе­риментируя с белыми мышами, он заметил, что мыши, получавшие коровье молоко, хорошо росли и были здо­ровыми; если же молоко заменялось теми веществами, из которых оно состоит, мыши погибали. Установив эти факты, Н. И. Лунин предположил, что, кроме белков, жи­ров, углеводов и минеральных веществ, для жизни жи­вотных и их нормального роста нужны еще какие-то очень важные вещества. В дальнейшем правильность та­кого предположения была подтверждена. Было выясне­но, что при отсутствии или при недостаточном количест­ве этих веществ, названных витаминами, у людей возникают такие тяжелые болезни, как рахит, цинга, пеллагра, ксерофтальмия и др. Оказалось, что для нор­мальной жизнедеятельности человека нужен ряд витами­нов, каждый из которых отличается от другого своим химическим составом и действием на организм. Постепенно были открыты и изучены витамины А, В, С, D, Е, К и др. Все эти витамины поступают в организм с пи­щей в очень небольших количествах, однако при посто­янном поступлении их оказывается вполне достаточно.

Сейчас хорошо изучено, сколько и каких витаминов содержится в различных продуктах (найдены способы получения многих витаминов искусственным путем), де­тально изучены расстройства, наступающие в организме при недостатке какого-либо витамина,— так называемые авитаминозы.

Для органа зрения особое значение имеет витамин А. !Его недостаток вызывает куриную слепоту, при которой теряется способность видеть в темноте ,а если витамин А не будет поступать в организм длительное время, по­явится высыхание соединительной и роговой оболочек( ксерофтальмия) и даже расплавление роговой оболоч­ки (кератомаляция).

Особенно чувствительны к недостатку витамина А дети: ребенок отстает в росте и общем развитии, становится малоподвижным и слабым, легко заражается ин­фекционными болезнями и тяжело их переносит. На недостаток  витамина  А   глаза  детей   реагируют гораздо  быстрее, чем глаза взрослого человека. Витамин А находится в сливочном масле; яичном желтке, печени, поч­ках, моркови, томате, капусте. Эти продукты необходи­мы  в  суточном  рационе.  Особенно богат витамином А добываемый из печени трески  рыбий  жир. Он очень полезен, особенно детям.

Не в меньшей степени, чем общее состояние здоровья, на орган зрения влияют различные внешние причины в первую очередь условия труда и жизни. Если человек живет в сыром и темном помещении, где мало солнца и свежего воздуха, если он постоянно трудится до изне­можения,   недоедает  и   недосыпает,   глаза   заболевают гораздо чаще.

Неуклонный рост материального благосостояния, улучшение быто­вых условий жизни населения, благоприятные условия труда, а также общедоступная бесплатная медицинская помощь являются основными причинами большого сни­жения числа случаев глазных болезней и слепоты. Большую часть времени своего бодрствования чело­век проводит  в труде,  и  каким  бы этот труд ни был, зрение в нем всегда участвует. Поэтому условия труда для глаз имеют первостепенное значение. Хорошее   освещение   рабочего места — главное  условие   для   нормальной работы.   Недостаточное или чрезмерное освещение вызывает быстрое утомление зре­ния, что в свою очередь понижает общую трудоспособность.

Для   любой   работы   лучшее освещение — естественный свет. Не случайно стилем современной архитектуры стали просторные светлые здания из стекла и удержива­ющих его конструкций.

Значительную часть работы на производстве и дома, особенно в осеннее и зимнее время, люди выполняют при искусственном освещении. Чтобы работа при этих усло­виях не отражалась на зрении, источники искусственного света должны обеспечивать равномерное освещение, с достаточной яркостью света.  Для выполнения работы на близком расстоянии (чтение, шитье, работа на станках и пр.) требуется местное освещение электрической лампой в 60— 75 ватт с абажуром. Лампы меньшей мощности не дают достаточного света, а более сильные вызывают «ослепле­ние». Лампу следует установить так, чтобы свет от нее равномерно освещал рабочий объект (книга, обрабаты­ваемая деталь, шитье) и ничем не затемнялся. Лучшим видом электрического освещения, особен­но производственных, учебных и других рабочих поме­щений, являются лампы дневного света.

На качество освещения, а следовательно, и на зрение влияет чистота воздуха. Грязь, пыль, дым, газы вредно действуют на кожу, легкие и глаза. Загрязненный воздух может быть причиной конъюнктивитов, заболеваний ресничного края век, слезотечения, светобоязни. Хорошая вентиляция воздуха в производственных и жилых поме­щениях нужна не только для дыхания, но и для зрения. Существенное   значение для нормальной  работы  глаз имеют качественные характеристики объектов, с которыми  приходится контактировать.  Например,  при чтении  глаза устают гораздо быстрее, если текст мелкий, неясный, а бумага плохая.  Особенно четко и крупным шрифтом должны печа­таться учебники и другие книги для детей.

Очень много людей в наше время проводят свой досуг у телевизоров. Смотреть передачи по телевидению мож­но без вреда для глаз, если соблюдать несколько очень простых правил. Так, не следует смотреть телевизор в абсолютно темной комнате, источник света должен на­ходиться сзади смотрящего передачу и в стороне от экрана. Самое мень­шее расстояние от экрана до зрителя должно быть не менее 2—2,5 м. Утомление зрения и напряжение мышц уменьшаются, если телевизор установлен несколько ниже уровня глаз. Не следует смотреть теле­визионные передачи без перерывов по нескольку часов подряд. При появлении слезотечения, рези в глазах, болей в затылке нужно на 5—10 минут закрыть глаза или отвести их от экрана. Обычно этого оказывается доста­точно для отдыха глаз. Если неприятные ощущения, вызванные действием телевизора, наступают быстро и не исчезают при коротком отдыхе, нужно показаться глаз­ному врачу.

Дошкольникам и детям младшего школьного возраста можно разрешать смотреть   только   специальные детские программы,  детям старшего   школьного   возраста — передачи   длительностью не свыше 1—2 часов.

Далеко не безразличен для зрения спектр цветов окружающей человека среды. Наиболее благоприя­тен для глаз зеленый фон, особенно естественная зелень деревьев, травы.

Условия внешней среды оказывают большое влияние на работу глаз человека любого возраста, но особенно важны они для детей. В период роста ребенка оконча­тельно формируются все его органы, в том числе и орган зрения. От условий, в которых развивается детский орга­низм, во многом зависит состояние зрения будущего че­ловека. Подавляющее большинство людей рождаются дальнозоркими, но через несколько лет число их умень­шается за счет развития соразмерного зрения или близо­рукости. Последняя, как правило, проявляется в школь­ные годы. Объяснить, почему у одних детей близорукость возникает и усиливается из года в год, а у других она не появляется, мы пока не можем. Какое-то значение в этом имеют наследственные факторы, врожденные особенности глаз того или иного ребенка. Однако хорошо извест­но, что именно ускоряет наступление и способствует дальнейшему прогрессированию близорукости. Если школьник постоянно занимается при плохом освещении, за неудобным столом, много читает без перерывов, имеет вредную привычку читать лежа или очень близко перед глазами держать книгу, то близорукость у него развивается быстрее и прогрессирует больше,  чем при соблюде­нии правил гигиены и строгого  режима.

Одним из главных условий предупреждения развития близорукости у детей школьного возраста является пра­вильное освещение. При недостаточном или неправиль­ном освещении доски и парты ученика в школе или стола для занятий дома зрение его излишне напрягается, что ведет к быстрому утомлению, болезненности в глазах, головной боли. Чтобы лучше видеть при плохом осве­щении, ученик приближает к глазам книгу или тетрадь и привыкает работать на более близком расстоянии, чем нужно. А такая работа требует сильного поворота обоих глаз кнутри— усиленной конвергенции. Глазные мыш­цы, поворачивающие глаза кнутри, работают с большим напряжением и, надавливая на глазное яблоко, постепен­но изменяют его форму. Если такие явления повторяют­ся изо дня в день, они способствуют развитию близору­кости. У детей, ослабленных, например, какой-нибудь бо­лезнью, отмеченные изменения наступают значительно быстрее и бывают выражены сильнее.

Правила школьной гигиены устанавливают определен­ные нормы естественного и искусственного освещения в классах и кабинетах школ. Строгое выполнение указан­ных правил способствует снижению близорукости у де­тей.

При занятиях вечером дома настольная лампа долж­на стоять с левой стороны, при этом освещается тетрадь, а глаза остаются в тени. Для дневных занятий дома нуж­но, чтобы ученик сидел за столом, поставленным побли­же к окну, свет от которого на книгу или тетрадь тоже должен падать с левой стороны или спереди, чтобы их не затеняла правая рука. Окно, около которого занимает­ся школьник днем, не следует затемнять шторами или цветами.

Определенное значение в предупреждении развития близорукости имеет правильная посадка учащегося за партой в школе и за столом дома. Занимаясь, ученик должен сидеть прямо, наклонив туловище немного впе­ред, но не приближать голову к крышке парты или стола.

Правильная посадка за партой вырабатывается под наблюдением учителя в младших классах, но и в даль­нейшем педагоги в школе и родители дома также долж­ны постоянно следить за правильной позой учащегося во время занятий. Размеры парты и стола должны соответ­ствовать росту ученика: расстояние от глаз до лежащей на парте книги или тетради должно быть 33—35 см. Если парта соответствует росту школьника, он меньше устает, легче сохраняет нужное расстояние между глазами и книгой или тетрадью, что в какой-то мере препятствует развитию близорукости.

Большое значение как в предупреждении близоруко­сти, так и в обеспечении нормальной работы глаз даль­нозорких школьников имеет правильный режим дня. Близорукость гораздо легче развиваемся у детей, мало бывающих на свежем воздухе, вялых, не в меру увлека­ющихся чтением или готовящих домашние занятия без перерывов. Но и у дальнозорких детей, да если они еще не пользуются очками, длительные занятия неблагопри­ятно сказываются на функции зрения. У них работа на близком расстоянии без перерыва ведет к спазму акко­модации, в результате которого может появиться даже ложная' близорукость. Каждый ученик и ученица должны строго выполнять соответствующий их возрасту режим дня, в котором ча­сы занятий чередуются с отдыхом, игрой на свежем воз­духе, физкультурой, помощью в домашнем хозяйстве. От родителей требуется строгий контроль такого режима, в выработке которого, кроме возрастных особенностей, должно учитываться общее состояние здоровья ученика. Наиболее правильный режим дня может разработать детский или школьный врач.

 

Правила, которые должен знать каждый:

Настольная лампа с абажуром должна стоять слева, мощность лампы 50-60 ватт и должно работать верхнее общее освещение. Это нужно для того, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и всей комнатой, когда глазам постоянно приходится приспосабливаться к различной степени освещенности. То же самое следует сказать и про занавески – они нужны только для того, чтобы загородиться от ярких, прямых  солнечных лучей.

Для глаз вредна работа в сумерках, при недостаточном естественном освещении. При чтении на ходу расстояние от глаз до книги все время меняется и глазам всегда приходится приспосабливаться к новому расстоянию, а это их очень утомляет, вот почему не рекомендуется читать в транспорте. Расстояние от глаз до книги должно быть постоянным– 25-40 см (достаточно поставить руку локтем на стол, а кончиками пальцев коснутся виска (для первоклассников 25 см, для старших школьников до 40 и более). Необходимое расстояние трудно соблюдать при чтении лежа, вот почему не рекомендуют читать лежа.

Размеры парты и стола должны соответ­ствовать росту ученика: расстояние от глаз до лежащей на парте книги или тетради должно быть 33—35 см.Занимаясь, ученик должен сидеть прямо, наклонив туловище немного впе­ред, но не приближать голову к крышке парты или стола.

При занятиях вечером дома настольная лампа долж­на стоять с левой стороны, при этом освещается тетрадь, а глаза остаются в тени. Для дневных занятий дома нуж­но, чтобы ученик сидел за столом, поставленным побли­же к окну, свет от которого на книгу или тетрадь тоже должен падать с левой стороны или спереди, чтобы их не затеняла правая рука. Окно, около которого занимает­ся школьник днем, не следует затемнять шторами или цветами.

Как показали специальные наблюдения, некоторые ребята до 30 часов в неделю, а в каникулярное время более 40 часов в неделю проводят у телевизора. Чтобы просмотр телепередач не принес вреда, надо соблюдать такие правила: смотреть передачи не чаще 2-х раз в неделю, не более 2-х часов в день. Расстояние до экрана телевизора должно быть не менее 2 - 3 метров, но не более 5-ти. Изображение на экране должно быть четким и ясным.

Здоровый, закаленный человек реже болеет, у него мышцы крепче, и зрение лучше. Следовательно, правильный режим дня, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание, употребление пищи богатой витаминами, занятия физкультурой, закаливания организма сделают его менее чувствительным к болезням, в том числе более выносливым и здоровым наш орган зрения.